Ринолалия открытая и закрытая: формы, причины, классификация

Содержание
  1. Ринолалия
  2. Причины возникновения ринолалии можно разделить на:
  3. Виды врожденных расщелин.
  4. Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение
  5. Виды ринолалии
  6. Причины возникновения
  7. Симптомы ринолалии
  8. Диагностика нарушения
  9. Методы коррекции
  10. Профилактика и упражнения
  11. Причины возникновения ринолалии у детей
  12. Общепринятая классификация ринолалии
  13. Причины возникновения ринолалии
  14. Причины приобретенной патологии
  15. Признаки и симптомы ринолалии
  16. Методы диагностики ринолалии
  17. Коррекция ринолалии
  18. Ранняя коррекция патологии
  19. Самые результативные упражнения для коррекции ринолалии
  20. Профилактические меры и дальнейший прогноз
  21. : Ринолалия, формирование речи
  22. Классификация ринолалии
  23. Симптомы ринолалии
  24. Прогноз и профилактика ринолалии
  25. Чем отличаются открытая и закрытая формы ринолалии
  26. Открытая ринолалия
  27. Закрытая ринолалия
  28. Артикуляционная гимнастика в помощь

Ринолалия

Ринолалия открытая и закрытая: формы, причины, классификация

Ринолалия (гнусавость) – это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Определить гнусавость можно:

  • на слух
  • при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов безносовых звуков зеркало запотевает – открытая гнусавость; при произнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает – закрытая).

Причины возникновения ринолалии можно разделить на:

  • Органические центрального, к ним относятся мозговые кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, нарушения питания головного мозга, центральный или периферический паралич, экстрапирамидные нарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба и обуславливающие его парезы и параличи;

Могут быть врожденные и приобретенные:

    • укороченное мягкое небо
    • отсутствие маленького язычка
    • укороченный или раздвоенный мягкий язычок
    • полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки, гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций иболезней (перфорации, рубцовые изменения)
    • расщелины неба и губы различной величины и формы
  • Функциональные центральные
  • Функциональные периферические

Нарушения дыхательныхпроцессов, привычно опущенное мягкое небо (например, после постдифтирийного пареза, после аденотомии, операционных травм), подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы, нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.

Виды врожденных расщелин.

Расщелины неба (различают по размеру и расположению):

  • сквозные (одно- и двусторонние). Несращение захватывает губы, альвиолярный отросток, твердое и мягкое небо. Двусторонние расщелины идут по обе стороны от середины твердого неба
  • несквозные (полные и неполные). При несквозных полныхнесращение доходит до области резцового отверстия, при неполных незахватывает резцового отверстия, может быть незначительным по величине. Несквозные расщелины также могут быть одно- и двусторонние
  • субмукозные (несквозные, подслизистые, скрытые). При этих расщелинах наблюдается недоразвитие пластин небных костей, недоразвитие мышечной системы мягкого неба при достаточном развитии слизистых оболочек.

Расщелины губы:

  • частичные – несращение только в крае губы, не доходит до нижнего носового отверстия
  • полные – расщелины затрагивают нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода.

Появление врожденных расщелин обусловлено неблагоприятными эндо- и экзогенными факторами.

Они могут иметь наследственный характер, могут быть обусловлены радиоактивным облучением кого-либо из родителей, дефицитом микроэлементов в организме беременной женщины, могут являться следствием лекарственного воздействия (противосудорожные, антипаразитические препараты, гормоны, избыток витамина А, кортизон в критические сроки беременности).

Причиной появления расщелин могут стать биологические факторы: грипп, кривая краснуха и т. д., воздействие химических веществ (кислоты, фенолы, бензин), а также психические потрясения беременной женщины в критические периоды (время закладки лицевого скелета: 4-8 недели беременности). Характер повреждений зависит от времени воздействия вредных факторов.

Классификация ринолалии.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии:

  • открытая
  • закрытая
  • смешанная

Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком.

Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке.

При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия.

Характеризуется дефектной артикуляцией и акустическим эффектом нозализации речевых звуков. Во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и через нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффектсоздается специфическим тембром голоса. В рамках открытой ринолалии можно выделить органическую и функциональную ринолалию.

Органическая открытая ринолалия: чаще всего является следствием врожденных дефектов неба – расщелин. Расщелины обуславливают частичное или полное соединение двух резонаторных полостей – рта и носа. Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект.

Ринолалия при расщелине неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

  • изменение положения и активности языка. Все тело языка оттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху (отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо, паретичен. Причина таких изменений заключается в том, что дети с первых дней жизни испытывают трудности при кормлении. Ребенок сосет корнем языка, напрягая лицевую мускулатуру. Позже эти трудности сохраняются: дети инстинктивно удерживают корень языка вверху, по возможности прикрывая им расщелину при питании и дыхании, вследствие чего корень языка гипертрофируется, кончик языка развивается слабо, пассивно втянут вглубь ротовой полости. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию.
  • Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и при актах жевания, глотания. Мягкое небо не выполняет своей основной функции: разделение носовой и ротовой полостей, его смыкание с задней стенкой глотки не осуществляется.
  • Изменение взаимодействия мышц всего периферического отдела речедвигательного анализатора. Нарушения взаимодействия артикуляционной и мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий. В ряде случаев отмечают тикообразные движения лицевых мышц. Также нарушается взаимодействие между артикуляционными и дыхательными мышцами.
  • Особенности речевого дыхания: ускоренное, поверхностное, учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 74% от всего выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимого слова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритм речевого дыхания.

Необходимо отметить, что осуществление вдоха через расщелину обуславливает частые простудные заболевания у таких детей. До 80% детей с органической открытой ринолалией страдают снижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха.

При органической открытой ринолалии все звуки произносятся с носовым оттенком. Наиболее дефектны гласные звуки, так как для них требуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных сдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок. Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субституты также являются искаженными.

Нарушаются согласные звуки, требующие наиболее высокого ротового давления. Таким образом, органическая открытая ринолалия, обусловленная расщелинами, характеризуется рядом патологических изменений в функции артикуляционного аппарата. Наиболее яркое из них – дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечного взаимодействия всего артикуляционного аппарата.

Вследствие снижения слуха, нечеткости собственной артикуляции, у детей с открытой ринолалией часто наблюдается недоразвитие фонематического слуха; вторичным следствием этого могут быть трудности овладения звуковой структурой слов. Это также может повлечь недоразвитие словарного запаса детей, неполноценность грамматического строя речи, т.е. синдром ОНР.

При органической открытой ринолалии могут наблюдаться вторичные психологические наслоения: ребенок начинает осознавать дефектность своей речи, начинать ее стесняться, что может вызвать замкнутость, речевой негативизм, специфические особенности поведения.

Функциональная открытая ринолалия: дефект речи может быть обусловлен гипокенезом мягкого неба, вследствие частых заболеваний носоглотки, слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости, нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе, подражанием нозальной речи.

Иногда функциональная открытая ринолалия может иметь место после преодоленной органической открытой ринолалии, в таких случаях мягкое небо привычно опущено. Также такая форма ринолалии может иметь место при истерии, в данном случае ее особенность – приходящий характер.

При истерии может возникать временная стрессовая гнусавость, обусловленная приходящими истерическими параличами. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая.

Закрытая ринолалия: обусловлена направлением речевого выдоха только через рот при произнесении всех звуков речи.

При закрытой ринолалии страдают артикуляционные и акустические характеристики носовых звуков и тембра голоса.

Закрытая ринолалия является следствием дефекта в носоглотке или носовой полости (гипертрофия слизистой носа, гипертрофия мягкого неба и т. д.). Выделяют две формы закрытой ринолалии:

  • органическая
  • функциональная

Закрытая органическая ринолалия обусловлена дефектами областей зева, носа, носоглотки. Формы закрытой органической ринолалии дифференцируют в зависимости от локализации дефекта:

  • передняя закрытая органическая ринолалия. Причины: гипертрофия слизистой носа вследствие хронических насморков, полипы и опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки.
  • Задняя закрытая органическая ринолалия. Причины: механические препятствия в области носоглотки (аденоидные разращения, сращение мягкого неба с задней стенкой глотки, рост глоточной непарной миндалины). Для таких детей характерно постоянное ротовое дыхание, полуоткрытый рот.

Функциональная закрытая ринолалия: обусловлена гиперфункцией мягкого неба, которое преграждает путь воздушной струи через нос. Эта форма возникает при ненарушенном носовом дыхании, при хорошей носовой проходимости.

Гиперфункция мягкого неба может быть обусловлена результатами операции по удалению аденоидов, недостатками слухового контроля, подражанию гнусавой речи окружающих. При этой форме голос имеет тусклый, мертвенный оттенок.

Смешанная ринолалия: обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически сниженном носовом резонаторе. В результате этого страдают артикуляторно-акустические характеристики всех звуков, значительно искажается тембр голоса.

При этой форме наблюдается комбинация факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого дефекта зависит от преимущественного нарушения. При этой форме отчетливо слышен носовой оттенок голоса и отсутствуют носовые звуки.

Источник: http://logopediy-dly-detey.ru/vidy-rechevykh-narushenij/rinolaliya

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия открытая и закрытая: формы, причины, классификация

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/rinolaliya/

Причины возникновения ринолалии у детей

Ринолалия открытая и закрытая: формы, причины, классификация

Появление дефектов в речи ребенка обуславливается неправильным функционированием носоглоточной системы. Форма ринолалии зависит от характерных признаков недуга.

Общепринятая классификация ринолалии

Врачи делят заболевание на две основные формы: открытую и закрытую. Обе, в свою очередь, размежевываются на органическую и функциональную.

При наличии открытой формы ринолалии воздушная струя может одновременно и беспрепятственно продвигаться сквозь рот и нос. Это становится причиной фонационного носового резонанса. Но, несмотря на это, соединение между ротовой и носовой полостью полноценно открыто.

При наличии закрытой формы ринолалии формируется препятствие, мешающее продвижению воздуха через нос.

Категориальная разновидность заболевания определяется зависимо от уровня размещения перегородки:

  • Задняя. Также причинами образования патологии данного вида может стать и хронический насморк, и наличие полипов.
  • Передняя. Образовывается из-за разрастания аденоидов, что приводит к перекрытию хоаны.

Смешанная ринолалия формируется вследствие комбинирования недостаточности кольца небно-глоточного отдела с непроходимостью носа. Характерным для такой разновидности заболевания является смена оттенка голоса и абсолютное исчезновение носовых звуков из речи ребенка.

Причины возникновения ринолалии

Органическая открытая форма ринолалии (или детская дислалия) бывает врожденной и приобретенной. Первичная (врожденная) ринолалия формируется тогда, когда у новорожденного малыша диагностируют:

  • «волчью пасть» — ущелье в строении твердого и мягкого неба;
  • «заячью губу» — расщепление на поверхности верхней губы или на ее альвеолярном отростке;
  • укороченное мягкое небо;
  • абсолютное отсутствие маленького язычка или его раздвоение;
  • наличие скрытой формы (субмукозной) расщелин в твердом небе;
  • присутствие короткой уздечки языка.

К этим последствиям приводят перенесенные матерью в течение первых месяцев беременности инфекционные недуги (грипп, паротит, токсоплазмоз, краснуха).

Также первичная ринолалия вызывается вредными привычками беременной женщины: курением, приемом наркотиков, употреблением алкоголя.

Для того чтобы снизить риск появления патологий, будущей мамочке следует избегать стрессовых ситуаций и следить за функционированием своей эндокринной системы.

Причины приобретенной патологии

Приобретенная ринолалия открытой формы развивается в случаях:

  • повреждения неба;
  • травматической перфорации;
  • порезов, которые сопровождаются опухолью блуждающего и языкоглоточного нервов;
  • паралича.

Открытая форма функциональной ринолалии чаще всего формируется после хирургического устранения аденоидов. Также такая разновидность заболевания может развиваться и вследствие постдифтерийных порезов на поверхности мягкого неба.

Ринолалия закрытого органического типа возникает из-за анатомических дефектов носоглотки и носовой полости. Это становится причиной серьезных проблем со звукопроизношением. Передняя форма патологии порождается наличием:

  • полипов в полости носа;
  • искривления носовой перегородки;
  • новообразований в носу;
  • гипертрофии слизистых оболочек.

Задняя форма закрытой органической патологии формируется вследствие:

  • фибром носоглотки;
  • наличия полиповых и аденоидных наростов;
  • увеличения размера непарной миндалины глотки.

Формирование закрытой ринолалии функционального типа обуславливается гипертонусом мягкого неба. Он препятствует продвижению воздушной струи сквозь носовую полость. Этот тип патологии наблюдается при невралгических отклонениях, аденоидэктомии или при имитации гнусавости другого человека.

Признаки и симптомы ринолалии

Вариация речевых дефектов отличается зависимо от формы заболевания. Например, при вторичной открытой органической ринолалии наблюдаются следующие проблемы:

  • новорожденный имеет недостаток веса;
  • сбои в работе дыхательной системы;
  • проблемы, связанные с грудным вскармливанием и самостоятельной едой ребенка от 2-х лет;
  • ребенок имеет врожденные ущелья лица и опущенное верхнее веко;
  • задержки в речевом развитии (свои первые слова малыш произносит в возрасте около 2-х лет);
  • наличие маленького запаса слов;
  • тихий говор;
  • гиперрефлексия;
  • непроизвольное гримасничество в процессе общения;
  • олигофрения;
  • склонность к заболеванию отитом, бронхитом, пневмонией.

Закрытая ринолалия характеризуется такими признаками:

  • сменой тембра голоса, появляется его неестественность и тусклость;
  • трудностями с выговариванием носовых звуков;
  • проблемами, возникающими в процессе общения с другими людьми;
  • наличием постоянного дыхания через рот;
  • проблемами во время письменной деятельности (дислексия, дисграфия);
  • скупым словарным запасом;
  • формированием астенического синдрома и малой хореи.

Имея открытую форму функциональной ринолалии, ребенок испытывает трудности в произношении гласных звуков. А при наличии закрытой органической формы недуга у него искажается произношение согласных звуков: малыш меняет звук «м» на «б», «н» на «д» и т. д.

Методы диагностики ринолалии

Сразу же после того как у ребенка выявлены вышеперечисленные признаки, следует отвести его на консультацию к врачу. Так как причины появления заболевания очень многообразны, то проблемой его диагностики занимается обширный круг специалистов: невролог, психолог, отоларинголог, дефектолог, ортодонт, челюстно-лицевой хирург.

При первичной диагностике врач подробно рассматривает историю болезни и анамнез ребенка. Особое значение в этом деле имеет и информация о протекании беременности. На основе всех данных можно выяснить форму заболевания и его причины. Далее, проводят физикальный осмотр. Он позволяет определить внешние нарушения.

После этого приступают к логопедическому осмотру. Во время этого врач обследует артикуляционный аппарат, дыхание и голос ребенка. В процессе такого исследования необходимо проверить и правильность произношения всех звуков. У детей в возрасте от 6-ти лет проверяют навыки чтения и письма.

Бывают случаи, когда для установления источника патологии используют инструментальные методы:

Проведение фарингоскопии

  • рентгенографию носоглотки;
  • фарингоскопию;
  • риноскопию;
  • электромиографию;
  • КТ и МРТ.

С целью диагностирования открытой формы ринолалии применяют методику Гутцмана. Малыша просят поочередно выговаривать звуки «а» и «и». Во время этого доктор открывает и закрывает носовые проходы. При наличии патологий крылья носа вибрируют, а при закрывании ходов слышится сильное заглушение звуков.

Коррекция ринолалии

Для лечения ринолалии применяется целый комплекс мероприятий. В их число входят:

  • Оперативное вмешательство. Способствует коррекции анатомических дефектов.
  • Ортодонтическое устранение. Также этот метод способствует и предупреждению повторного искажения верхних челюстей.
  • Лечебная гимнастика.
  • Оториноларингологическая санация. Предотвращает проблемы, вызывающие повреждение слуха.
  • Услуги психотерапевта.

Начинать лечить детскую ринолалию необходимо в как можно раннем возрасте. Желательно чтобы этот процесс был окончен еще до начала подросткового периода.

Ранняя коррекция патологии

Основные мероприятия по оказанию ранней логопедической помощи:

  • возобновление речевого и физиологического дыхания, небно-глоточного смыкания;
  • постановка правильного звукопроизношения и артикуляции;
  • искоренение назальности в тембре голоса;
  • фиксация умения вербального общения;
  • формирование навыков звукоанализа и восприятия фонем;
  • профилактика дисграфии и дислексии;
  • тщательное наблюдение за общим развитием речи ребенка.

В процессе коррекции речевого дефекта необходимо следить за тем чтобы все терапевтические мероприятия проводились последовательно и систематично. Материал подбирается на основе наглядности и доступности для малыша. В обязанности логопеда входит контроль за направленностью воздушной струи, за расположением языка и лицевых мышц.

Самые результативные упражнения для коррекции ринолалии

В качестве терапевтических мероприятий применяют и специальный массаж (пальцевый для отдельных зон твердого неба и вибрационный для мягкого неба), дыхательную и артикуляционную гимнастику. Перечень самых результативных упражнений:

  • «Игла». Рот находится в закрытом состоянии, а язык касается до внутренней поверхности то правой, то левой щеки.
  • «Удав». Язык свернут трубочкой и неспешно высовывается изо рта. Число повторов: 7 раз.
  • «Часы». Рот находится в широко открытом состоянии, язык скручен трубочкой и выполняет движения по кругу.
  • «Метроном». Рот широко открыт, а язык передвигается из одного уголка рта в другой.
  • «Лиана». Язык свешен к подбородку и удерживается в этой позиции около пяти секунд.

В случае хирургического вмешательства, в послеоперационный период рекомендуется прибегнуть к услугам врача-логопеда. Он поможет нормализовать звукопроизношение с учетом новых анатомических условий.

Профилактические меры и дальнейший прогноз

При грамотно составленной и систематической коррекции речевого дефекта наблюдается ее положительная динамика. Факторы, которые влияют на успешность терапии:

  • своевременное начало лечения;
  • наличие/отсутствие других заболеваний;
  • степень компенсаторной возможности организма;
  • индивидуальные особенности личности малыша и уровень сохранности его интеллекта;
  • качество проведенных хирургических операций.

Следует помнить, что наибольшую роль в процессе выздоровления ребенка играют родители. Они должны быть готовы к созданию необходимого речевого окружения и трате большого количества времени и средств на нужды малыша.

Профилактическая мера заключается в том, чтобы начать оберегать своего ребенка от различных травмирующих факторов еще в период беременности. Будущей маме нужно отказаться от вредных привычек и следить за состоянием своего здоровья.

Детская ринолалия поддается лечению. Для этого следует обратиться к врачу как можно раньше. Не игнорируйте подозрительные симптомы у ребенка! Тщательное выполнение всех рекомендаций врача поможет получить от терапии положительный результат.

: Ринолалия, формирование речи

Источник: https://GorloNosik.ru/drugie-bolezni/vozniknovenie-rinolalii-u-detej.html

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение.

Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/rhinolalia

Чем отличаются открытая и закрытая формы ринолалии

Ринолалия открытая и закрытая: формы, причины, классификация

Одним из серьезных нарушений речи является ринолалия. Из названия этого дефекта следует, что это заболевание каким-то образом с участием носовой полости в звукообразовании (от греч. «ринос» — нос и «лалия» — речь). Чтобы лучше понять суть этого недуга, давайте рассмотрим роль носа и носовой полости в правильном образовании звуков.

При нормальной артикуляции носовая и ротовая полости отделяются друг от друга мягким небом, что дает возможность произносить разнообразные гласные и согласные звуки, а такие звуки как [м], [м’], [н], [н’], наоборот, образуются при открытии щели между ротовой и носовой полостью, создавая резонанс. При отсутствии возможностей свободного открытия и закрытия преграды между носом и ртом возникают проблемы в произношении большинства звуков.

Выделяют два типа ринолалии – открытую и закрытую.

Открытая ринолалия

Открытая форма характеризуется наличием открытого прохода между носовой и ротовой полостями. Такие дефекты могут быть врожденными и приобретенными.

К врожденным относят следующие формы строения артикуляционного аппарата:

  • врожденная расщелина (скрытая, полная или неполная) верхней губы, или так называемая «заячья губа» с деформацией или без деформации кожно-хрящевого отдела носовой полости;
  • полная или неполная расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • отсутствие или раздвоение маленького язычка;
  • скрытая расщелина мягкого неба.

Такие дефекты диагностируются логопедом, хирургом, стоматологом, при особо тяжелых формах определяются визуально.

При открытой врожденной ринолалии звук, не встречая препятствия, проходит в носовую полость, при этом все фонемы приобретают гнусавый оттенок. Произнесение гласных очень затруднено, а образование согласных переносится к задней части неба, что придает им глухой тон и призвук [х].

Корень языка у детей, страдающих такой формой ринолалии, находится в повышенном тонусе, увеличен, а кончик, наоборот, сдвинут вглубь и малоподвижен. Это происходит за счет того, что у ребенка с рождения проблематично идет процесс дыхания и приема пищи.

Корень языка становится как бы заменой отсутствующей перегородки и частично выполняет ее функцию.

Произнесение звуков требует от ребенка значительных усилий, поэтому он может чрезмерно напрягать лицевые мышцы, что создает еще большее напряжение и затруднение речи.

Кроме врожденной формы, ринолалия может быть приобретенной

  • вследствие черепно-лицевых травм;
  • последствия ожогов гортани и глотки;
  • осложнения после удаления миндалин;
  • паралич или парез мягкого неба;
  • свищи и расщелины мягкого неба.И врожденную, и приобретенную ринолалию можно лечить, непосредственно устраняя физиологические дефекты. Делается это хирургическим путем – хейлопластика (операция, восстанавливающая целостность верхней губы) и уранопластика (операция для восстановления целостности дна носовой полости).

    Эти операции можно проводить даже новорожденным, хотя есть ряд ограничений.

    Закрытая ринолалия

    Противоположностью открытой форме ринолалии является закрытая, когда проход между носовой и ротовой полостями не открывается, когда это нужно. Голос приобретает выраженный «гнусавый» оттенок. Это явление известно каждому. Во время обильного отека слизистой носа (насморк и заложенность носа) звуки [н], [н’], [м], [м’] произносятся как [д], [д‘] и [б], [б’].

    Такое состояние может иметь постоянный характер, и может быть вызвано следующими физиологическими отклонениями:

  • увеличенные аденоиды;
  • полипы и воспаления, приводящие к сращению задней стенки глотки и мягкого неба;
  • искривления носовой перегородки.Часто встречается у детей функциональная (необусловленная дефектами строения речевого аппарата) ринолалия. Если ребенок много и долго болеет различными респираторными заболеваниями, у него наблюдается заложенность носа, отеки слизистой, увеличенные аденоиды – это приводит к изменениям в голосе. После выздоровления может сохраниться привычка говорить «гнусавым» голосом, хотя для этого нет уже никаких физиологических причин.

    Чтобы вылечить закрытую ринолалию и устранить проблемы в произношении, нужно в первую очередь устранить их причины – вылечить горло и нос, если нужно удалить аденоидные разрастания.

    Если имеет место паралич или парез мягкого неба, нужно восстановить его подвижность.

    Делать это можно с помощью специальной логопедической гимнастики, которую может проводить как специалист, так и сам пациент (при соответственном обучении).

    Артикуляционная гимнастика в помощь

    При обоих видах ринолалии — и открытой, и закрытой восстановить нормальное произношение поможет гимнастика для моторики языка, щек, неба. Упражнения для детей лучше давать в виде игровых моментов, сказок. Лечение при ринолалии идет долго, и результат зависит не только от врачей, но и от терпения и целеустремленности родителей (если ребенок еще мал) а также самого пациента.

Источник: http://www.yalike.ru/health/chem-otlichayutsya-otkryitaya-i-zakryitaya-formyi-rinolalii.html

Сам себе доктор
Добавить комментарий