Нарушение слуха: причины и классификация

Содержание
  1. Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификация
  2. Дети с нарушениями слуха
  3. Характеристика
  4. Приобретенные
  5. Врожденные
  6. Особенности развития
  7. Реабилитация, профилактика
  8. Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение
  9. Причины развития нарушений слуха
  10. Виды и основные клинические проявления
  11. Классификация Боскис
  12. Признаки
  13. Диагностика
  14. Лечение и профилактика
  15. Какие факторы могут приводить к нарушению слуха
  16. Виды нарушений слуха
  17. О причинах слуховой дисфункции
  18. Травматический фактор
  19. Симптомы патологии
  20. Диагностика и выявление нарушений
  21. Лечение заболевания
  22. Как избежать снижения слуха
  23. : Нарушение слуха
  24. Все о нарушениях слуха
  25. Типы нарушений слуха
  26. Классификация
  27. Причины слуховой дисфункции
  28. Степени тугоухости
  29. Генетические нарушения
  30. Повод для обращения к ЛОР-врачу
  31. Нарушение слуха
  32. Особенности поведения при нарушении слуха
  33. Диагностика нарушения слуха
  34. Тональная аудиометрия
  35. Речевая аудиометрия
  36. Классификация нарушений слуха
  37. Кондуктивное нарушение слуха
  38. Нейросенсорная тугоухость
  39. Возраст
  40. Акустическая травма
  41. Механическая травма
  42. Лекарственные препараты
  43. Коррекция нарушения слуха
  44. Профилактика нарушения слуха

Дети с нарушениями слуха: профилактика, характеристика, классификация

Нарушение слуха: причины и классификация

Нарушение слуха представляет собой утрату способности выявлять все частоты или понимать звуки, имеющие низкую амплитуду. Данные проблемы довольно часто наблюдаются у детей. При появлении подозрения на развитие тугоухости нужно сразу обратиться к отоларингологу. Это существенно улучшит прогноз патологии.

Дети с нарушениями слуха

Проблемы со слухом могут иметь врожденный или приобретенный характер. При этом они бывают полными или частичными.

В первом случае речь идет о глухоте. Она провоцирует снижение интеллектуальных возможностей и отставание в умственном развитии.

К появлению тугоухости обычно приводят следующие факторы:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Нарушения во время беременности – инфекционные болезни, повышение давления, употребления алкоголя, курения, неконтролируемое применение лекарственных препаратов беременной женщиной.
  3. Родовые травмы и нарушения в развитии малыша. Причина тугоухости может крыться в преждевременных родах, дефиците веса, гипоксии.
  4. Заболевания уха или травматические повреждения, которые были перенесены после рождения. К ним относят инфекционные патологии, отиты, болезнь Меньера и т.д.
  5. Аденоиды. Аномальное увеличение миндалины часто провоцирует закупоривание слуховой трубы у детей, что приводит к ухудшению слуха. После удаления аденоидов слух обычно восстанавливается.
  6. Закупорка слухового отверстия серой или чужеродными предметами.
  7. Химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Врачи утверждают, что аномалии аудиальной системы оказывают значительное влияние на логопедическом развитии. Также они сказываются на физиологическом и психологическом формировании малыша. Потому так важно выявить проблемы на раннем этапе.

Классификация детей с нарушениями слуха

Характеристика

Потеря слуха лишает малыша информации и приводит к отставанию в умственном развитии. Данные проблемы напрямую сказываются на формировании речевого аппарата и производят опосредованное воздействие на мышление и память.

При создании адекватных условий данные нарушения подлежат коррекции. При нарушении слуха ключевую роль в познании играет зрение. Немаловажное значение имеют движения, тактильные и осязательные ощущения малыша.

Поскольку скорость речевого развития снижается, память ребенка тоже отличается определенными особенностями. Также данные процессы сказываются на абстрактном мышлении детей. Потеря слуха сопровождается такими нарушениями:

  • задержка развития моторики;
  • проблемы с физическим развитием;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сопутствующих патологий.

Тугоухость у детей дошкольного возраста обычно провоцирует появление следующих характеристик:

  • отставание психофизического развития на 1-3 года по сравнению со здоровыми детьми;
  • дефицит двигательной активности;
  • замедление темпа выполнения некоторых движений;
  • проблемы с координацией в пространстве;
  • сложности с переключением внимания;
  • чувствительность к изменению климатических условий;
  • зрительные образы как основа процесса запоминания.

У детей с таким диагнозом замедляется скорость усвоения информации и появляются сложности при общении с другими людьми. Это негативно сказывается на формировании их личности. Нередко такие малыши становятся агрессивными и замкнутыми.

Нарушения слуха у детей могут иметь разный характер. Врачи выделяют две обширные категории таких проблем – врожденные и приобретенные. Для каждой из категорий тугоухости характерны определенные особенности.

Приобретенные

Основной причиной таких нарушений являются осложнения гнойного отита. К подобным аномалиями приводят острые инфекции – грипп, корь, ангина. Также причина может крыться в скарлатине и других болезнях.

Уровень снижения фонематического слуха может иметь разные степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. Однако сложные формы тугоухости обычно становятся следствием поражения звуковоспринимающего элемента.

https://www.youtube.com/watch?v=bFlb17VvG8E

Это обычно возникает при поражении внутреннего уха. К появлению подобных проблем могут приводить сложные инфекционные патологии – вирусный грипп, цереброспинальный менингит, паротит.

Врожденные

Такие нарушения слуха связаны с действием наследственных факторов. Известно, что у глухих людей намного чаще рождаются дети с тугоухостью. Помимо этого, причина может крыться в воздействии факторов, которые нарушают внутриутробное развитие ребенка. В эту категорию входит следующее:

  • инфекционные болезни женщины при беременности – паротит, грипп, краснуха и т.д.;
  • потребление алкогольных напитков и наркотиков;
  • прием ототоксичных препаратов – к ним относят канамицин, неомицин;
  • воздействие ионизирующего излучения.

Особенности развития

Дети, имеющие тугоухость, отстают от ровесников в развитии. Чтобы преодолеть подобные нарушения, обязательно нужно оказывать целостное воздействие на личность ребенка с таким диагнозом.

Поэтому обучение проводится в специализированных учебных заведениях. Именно там созданы такие условия, которые позволяют преодолеть нарушения развития, исправить процесс становления личности, восстановить нормальные психические характеристики.

Благодаря специальному обучению таких детей удается сформировать речь, память, мышление. В таких школах малышей учат чтению по губам. Благодаря особому процессу обучения удается научить ребенка разным формам речевой деятельности.

Ключевую роль во время обучения таких детей играют наглядные приемы – инсценировка, пантомима и т.д. Именно они позволяют создать представления на наглядно-образном, а впоследствии и на отвлеченном уровне.

Родителям очень важно с раннего возраста ребенка контролировать его поведение. Если полугодовалый малыш не реагирует на звуки, а к году не говорит гласные буквы, можно заподозрить нарушение слуха.

Как научить ребенка с нарушениями слуха слушать смотрите в нашем видео:

Реабилитация, профилактика

Реабилитационные мероприятия для детей с таким диагнозом начинают применять уже в 2-3 года. Восстановление малышей с тугоухостью проводят в специализированных садах и школах.

С помощью специальных занятий с применением слуховых аппаратов удается преодолеть последствия нарушений.

Благодаря ранней диагностике тугоухости удается проводить реабилитацию максимально успешно. В домашних условиях восстановление проводится путем естественного общения с близкими людьми, имеющими нормальный слух. От родителей требуется немало терпения, поскольку все слова нужно говорить максимально четко. Ребенок должен видеть движения языка и губ.

Чтобы предотвратить подобные проблемы, нужно заниматься профилактикой тугоухости. Она включает следующие рекомендации:

  1. Закаливание организма ребенка. Благодаря стимулирующему воздействию удается повысить устойчивость к инфекционным болезням.
  2. Рациональное питание. В меню малыша должно присутствовать достаточное количество витаминов, белковых компонентов, углеводов и жиров.
  3. Поддержание оптимальных показателей температуры и влажности.
  4. Специфическая профилактика инфекционных патологий и своевременное лечение недугов.

Чтобы обеспечить правильное развитие слуховой системы, нужно придерживаться гигиены слуха:

  • важно одевать ребенка по погоде – в холодное время года уши нужно надежно защищать от холода;
  • громкость звука должна быть не более 60-80 дБ;
  • ребенок должен дышать носом;
  • речь родителей и педагогов должна быть отчетливой и правильной.

Немаловажное значение имеет своевременное выявление воспалений носоглотки. Именно они часто провоцируют поражение органа слуха, что влечет развитие тугоухости. Если есть малейшие подозрения на нарушение слуха, нужно сразу обратиться к врачу.

Посмотрите популярное видео с рекомендациями специалистами на тему нарушений слуха у детей:

Нарушения слуха довольно часто встречаются у детей. Они могут носить врожденный или приобретенный характер и негативно сказываются на интеллектуальном и физическом развитии. Чтобы не допустить подобных проблем, первые же симптомы тугоухости должны стать поводом для немедленного обращения к отоларингологу.

Источник: http://gidmed.com/otorinolarintologija/zabolevanija-lor/bolezni-uha/tugouhost/deti-s-narusheniyami-sluha.html

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Нарушение слуха: причины и классификация

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

СтепеньГромкостьХарактеристика
ПерваяСнижение слуха не превышает 50 дБРечевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
ВтораяПотеря слуха от 50 до 70 дБКоммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
ТретьяПотеря слуха более 70 дБПроисходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

СтепеньВосприятие громкости
ПерваяСнижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая40-55 дБ
Третья55-70 дБ
Четвертая70-90 дБ
ГлухотаБолее 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

КатегорияХарактеристика
ГлухиеСамостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
СлабослышащиеРебенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Источник: https://pneumonija.com/ear/deafness/narushenie-sluxa-u-detej.html

Какие факторы могут приводить к нарушению слуха

Нарушение слуха: причины и классификация

О нарушении слуха говорят, когда человек не слышит шепот и тихие звуки. Существуют нарушения разной степени – от легкой до тяжелой. Если человек не слышит звуки с частотой меньше 90 дБ, ставится диагноз полная глухота. Ее можно вылечить хирургическим путем или с помощью слухового аппарата.

Виды нарушений слуха

Слуховая дисфункция – это неспособность слухового анализатора улавливать и обрабатывать звуки низкой амплитуды и частоты. Классификация тугоухости основывается на причинах, которые породили заболевание.

Кондуктивные патологии – это блокирование звука в звуковоспринимающем отделе. Возникают из-за физической преграды в виде серной пробки, грануляций и других факторов.

Сенсорные патологии возникают из-за отмирания волосков в ушном лабиринте. В результате становится невозможна передача и обработка звука в улитке.

Невральные факторы – это отсутствие способности мозговых отделов воспринимать нервные импульсы от слухового анализатора. В результате патологий они могут неправильно интерпретироваться, у человека возникают аудиогаллюцинации.

Сенсоневральные патологии развиваются из-за дисфункции ушных волосков и мозговых отделов. Низкоамплитудные шумы не передаются в головной мозг, а остальные неправильно интерпретируются. Это сложное заболевание, при котором практически невозможно восстановить способность слышать сигналы частотой ниже 25 дБ.

Комбинированные факторы объединяют несколько патологий – невральных, кондуктивных, сенсорных.

О причинах слуховой дисфункции

Нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным. Если все отделы уха сформированы правильно у младенца, восстановить способность слышать можно без проблем.

Основные причины врожденной слуховой дисфункции:

  • Желтуха в неонатальном периоде;
  • Краснуха и другие инфекции во время беременности;
  • Ототоксические лекарства или алкоголь, которые употребляла беременная женщина;
  • Аномально низкая масса тела младенца;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Асфиксия при рождении;
  • Генетические особенности.

Причины приобретенного нарушения слуха различны. К этому могут привести болезни, травмы, воздействия громких шумов. Самая распространенная причина – отит среднего уха. В результате может развиться слабая или средняя тугоухость. Но в некоторых случаях заболевание приводит к тяжелой степени, которую трудно вылечить хирургическим путем.

У детей к проблемам со слухом может привести практически любое ЛОР заболевание:

  • Грипп;
  • Менингит;
  • Скарлатина;
  • Эпидемический паронит;
  • Корь.

К тугоухости могут привести заболевания носоглотки, которые ухудшают звукопроводимость. Правильное лечение помогает вылечить недуги. Антибиотики, которые употребляются для лечения ЛОР болезней, тоже отрицательно влияют на слуховую функцию у взрослых и детей.

Травматический фактор

Травмы уха у новорожденных бывают из-за неаккуратного подхода акушеров к родам

Одна из главных причин ослабления слуха – травмы. У младенцев они связаны с применением акушерских щипцов во время родов или давлением на головку при прохождении через родовые пути. При падении новорожденного с большой высоты могут возникнуть травмы внутреннего уха.

У взрослых людей основным фактором ухудшения слуха признается воздействие сильного шума. Регулярное прослушивание аудиосистем в наушниках снижает проходимость и восприимчивость низкочастотных шумов. Также играет роль возрастная дегенерация слуховых клеток, поэтому у пожилых людей наблюдаются проблемы со слухом.

Симптомы патологии

Слуховые нарушения сложно поддаются лечению из-за того, что пациенты поздно обращаются за медицинской помощью. Нельзя игнорировать симптомы, нужно сразу обращаться к оториноларингологу. Признаки проблем:

  • Боли в ухе (как постоянные, так и периодические);
  • Нечеткое восприятие шепота;
  • Шум в ушах;
  • Боль при ощупывании ушей;
  • Ощущение, как будто переливается вода в ухе.

Если вы заметили, что постоянно просите собеседника повторить только что сказанные слова или плохо воспринимаете речь по телефону, это повод обратиться к врачу и пройти диагностику.

Диагностика и выявление нарушений

Своевременное обращение к врачу гарантирует полное или частичное восстановление слуха без слуховых аппаратов. Первичная проверка у оториноларинголога включает осмотр ушной раковины и барабанной перепонки. Это помогает выявить механические повреждения органа и его патологическое состояние.

Для определения степени ослабления слуха назначаются следующие исследования:

  • Компьютерная томография;
  • Отоневрологический анализ;
  • Импедансометрия;
  • УЗ допплерография;
  • Тональная аудиограмма;
  • Камертонные пробы;
  • Регистрация слуховых потенциалов.

Тональная аудиометрия – это распознание звуков разной громкости и частоты. Тональная аудиограмма показывает характеристики звукового восприятия у пациента. В дополнение к ней используется речевая аудиометрия – распознание слов, которые произносит врач с разной громкостью.

В ходе этих анализ врач проверяет разные отделы уха, которые отвечают за прием, анализ, передачу в мозг звуковых сигналов и их интерпретацию. После этого можно поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение.

Лечение заболевания

Лечение снижения слуха имеет комплексный характер. Оно включает лекарственные препараты, упражнения на слуховое развитие, применение слуховых аппаратов.

Проблемы со слухом и речью у детей лечат с помощью специальных логопедических и сурдологических методов, упражнений, консультаций психоневролога. В этом случае важно развивать одновременно речь и слух. Логопедические упражнения позволяют поставить правильное произношение слов и артикуляцию. Они подбираются индивидуально для каждого ребенка.

Хирургическое вмешательство для возобновления слуха

В некоторых случаях назначается хирургическая операция для восстановления слуха. В ходе нее восстанавливается слизистая оболочка среднего уха, и устраняются повреждения в звукопроводящем отделе. Дополнительно больному рекомендуют соблюдать диету с большим количеством витаминов группы В, так как они улучшают проводимость нервных волокон.

Как избежать снижения слуха

В группе риска по тугоухости находятся новорожденные:

  • С глухими близкими родственниками;
  • Переболевшие желтухой или менингитом;
  • С критически низкой массой тела;
  • Подвергшиеся асфиксии при рождении.

Таким младенцам нужно проверить слух как можно раньше. Периодически проверки нужно повторять, чтобы понять, насколько правильно идет развитие всех систем.

В детском и подростковом возрасте нужно ставить прививки от кори, краснухи, паротита и менингита. Это поможет избежать инфекций и их осложнений.

Во время беременности женщины должны оберегать себя от травм, отказаться от сильных антибиотиков, алкоголя и курения, регулярно проверяться на венерические болезни. Это поможет избежать патологий развития плода.

К профилактике снижения слуха относится снижение уровня шума дома и на работе. Если вид деятельности связан с громким шумом, нужно использовать средства индивидуальной защиты. Также не рекомендуется долго слушать аудиоматериалы в наушниках на высокой громкости.

Пользователи громкой музыки подвергаются риску необратимого снижения слуха

Предотвратить патологии внутреннего уха и барабанной перепонки гораздо легче, чем их вылечить. Если вы заметили, что стали хуже слышать, обратитесь к оториноларингологу для проверки слуха.

: Нарушение слуха

Источник: https://GorloNosik.ru/uho/sluh/faktory-narusheniya.html

Все о нарушениях слуха

Нарушение слуха: причины и классификация

Нарушение слуха – потеря способности различать шепотную речь и звуки с низкой амплитудой.

Стойкое ослабление слуха называют тугоухостью, степень тяжести которой варьируется от легкой до очень тяжелой.

При неспособности слухового анализатора воспринимать звуки с частотой менее 90 дБ диагностируется полная глухота, которую можно устранить хирургическим путем или установкой слухового аппарата.

Степень снижения слуха определяется в ходе аудиометрических исследований, суть которых заключается в определении порога чувствительности слуховых рецепторов. При отсутствии патологий человек воспринимает речь и звуки на частотах от 0 до 25 дБ. Если же звуковоспринимающая система распознает звуковые сигналы в диапазоне от 25 дБ и выше, диагностируют снижение слуха.

Типы нарушений слуха

Стойкое нарушение слуха, причины и классификация патологических изменений определяются в ходе аудиометрического обследования пациента, жалующегося на развитие слуховой дисфункции в одном или обоих ушах. Тип тугоухости зависит от того, в каком отделе локализовались патологические процессы. Согласно физиологическим и анатомическим особенностям строения слухового анализатора, выделяют два основных отдела:

  1. звукопроводящий – обеспечивает передачу звукового сигнала извне к рецепторной системе посредством основных отделов среднего и наружного уха;
  2. звуковоспринимающий – трансформирует энергию окружающих звуков в нервные импульсы, что обусловлено модуляцией физических колебаний волн в основных отделах ушной улитки, подкорковых центрах и нервных клетках.

В контексте данной классификации развитие слуховой дисфункции может быть обусловлено:

  • нарушениями в звукопроводящем отделе;
  • нарушениями в звуковоспринимающем отделе;
  • комбинированными нарушениями в обоих отделах.

Для определения вида тугоухости специалисты проводят субъективные аудиометрические исследования, в ходе которых определяют уровень слышимости костно- и воздушно-проведенных сигналов. Таким образом удается установить, в каком из отделов слухового анализатора возникают нарушения, благодаря чему определяется вид тугоухости и последующие принципы лечения.

Классификация

Слуховая дисфункция частичного характера определяется неспособностью слухового анализатора воспринимать и обрабатывать звуковые сигналы низкой частоты и амплитуды. Современная классификация нарушений слуха указывает на то, какие именно патологии в слуховой системе спровоцировали развитие тугоухости:

  • кондуктивные – появляются вследствие блокирования звукового сигнала на уровне звуковоспринимающего отдела слухового анализатора и характеризуются образованием физических преград в виде грануляций, транссудата, ушной пробки и т.д.;
  • невральные – неспособность специфических отделов мозга обрабатывать поступающие от слухового анализатора нервные импульсы; при развитии слуховой диссинхронии электрические импульсы могут неправильно интерпретироваться, что является причиной возникновения аудиологических галлюцинаций;
  • сенсорные – появляются при отмирании волосковых клеток, что ведет к невозможности обработки звуковых сигналов в улите ушного лабиринта;
  • сенсоневральные – обусловлены возникновением нарушений на уровне волосковых клеток и обработки электрических импульсов в соответствующих отделах головного мозга;
  • комбинированные – смешанный тип тугоухости, характеризующийся комбинацией сенсоневральных и кондуктивных нарушений.

При развитии сенсоневральных патологий восстановить способность слышать звуки в диапазоне до 25 дБ практически невозможно.

Причины слуховой дисфункции

Каковы основные причины нарушений слуха? Слуховая дисфункция может быть врожденной и приобретенной. Ее развитие обусловлено рядом экзогенных и эндогенных факторов, ведущих к возникновению патологий на уровне звуковоспринимающих и звукопроводящих отделов в слуховом анализаторе.

К числу основных причин возникновения врожденных нарушений слуха специалисты относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • ненаследственные генетические особенности;
  • аномально низкую массу тела новорожденного;
  • перенесение желтухи в неонатальном периоде;
  • асфиксию при рождении и сложные роды;
  • употребление будущей матерью ототоксических лекарств.

Ликвидировать слуховую дисфункцию можно только в случае нормального строения основных отделов слухового анализатора у новорожденного.

Чаще всего слуховая дисфункция наблюдается у пациентов старшего возраста и обусловлена она следующими причинами:

  • инфекционное поражение носоглотки;
  • хроническое воспаление в ушах;
  • злоупотребление цитостатиками и антибиотиками;
  • серьезные травмы у основания черепа;
  • возрастная дегенерация сенсорных клеток;
  • воздействие сильного шума;
  • регулярное прослушивание аудиоустройств в наушниках.

Чаще всего слуховая дисфункция развивается на фоне нерационального и несвоевременного лечения менингита, краснухи, гриппа и кори.

Степени тугоухости

Нарушение слуха – это неспособность воспринимать звуковые сигналы частотой до 25 дБ. Однако степень развития тугоухости зависит от того, колебания какой частоты воспринимаются и обрабатываются основными отделами органа слуха. В связи с этим возникла международная классификация нарушения слуха, в которой описаны 4 степени развития слуховой дисфункции:

  • 1 степень (слабая) – способность воспринимать звуковые колебания с частотой выше 25-40 дБ;
  • 2 степень (средняя) – способность воспринимать звуковые колебания средней интенсивности с частотой более 41-55 дБ;
  • 3 степень (тяжелая) – способность воспринимать звуковые колебания высокой интенсивности с частотой от 56-70 дБ;
  • 4 степень (очень тяжелая) – способность воспринимать звуковые колебания очень высокой интенсивности с частотой более 71-90 дБ.

Важно! При ощутимом снижении слуха нужно пройти обследование у специалиста. Если вовремя не приостановить гибель волосковых клеток, восстановить слуховую функцию не удастся даже после хирургического лечения.

Если пациент испытывает трудности в восприятии звуковых сигналов более 90дБ, ему ставят диагноз «глухота». Частично восстановить слух можно исключительно после прохождения курса медикаментозного и хирургического лечения.

Генетические нарушения

Условно основные нарушения слуха генетического характера разделяют на две категории: синдромальные и изолированные (внесиндромальные). Синдромальные нарушения возникают преимущественно в совокупности с воздействием экзогенных факторов, таких как инфекционные ЛОР-заболевания. В медицинской практике принято различать несколько основных синдромов слуховой дисфункции:

  • синдром Ушера – одновременное развитие зрительной и слуховой дисфункции;
  • синдром Джервелла – развитие тугоухости на фоне сердечной аритмии с возникновением большого интервала QT;
  • синдром Ваарденбурга – появление сбоев в работе слухового анализатора, сопряженное с усиленной пигментацией;
  • синдром Пендреда – стойкое снижение слуха на фоне гиперплазии щитовидной железы.

Следует отметить, что виды нарушений слуха во многом зависят от того, какой именно ген был поврежден в ходе мутационных изменений. По утверждению специалистов, сегодня известно более 100 генов, повреждение которых неизбежно приводит к стойкому снижению слуха. Примерно в трети случаев генетическая слуховая дисфункция обусловлена мутациями гена 35delG или GJB2.

Повод для обращения к ЛОР-врачу

Причиной развития стойкой тугоухости, трудно поддающейся фармакологическому лечению, является несвоевременное обращение за помощью к специалисту. Нельзя откладывать визит к отоларингологу при обнаружении следующих симптомов:

  • шум в ушах;
  • ощущение переливания жидкости в ухе;
  • периодические боли в ухе;
  • болезненные ощущения при пальпации;
  • нечеткое восприятие шепотной речи.

О наличии слуховой дисфункции свидетельствуют постоянные просьбы повторить собеседниками только что сказанные фразы или недостаточно четкое распознание голоса в трубке телефона при разговоре на улице. При возникновении подобных симптомов желательно пройти аудиометрическое обследование у специалиста.

Гусейнова Ирада

Источник: https://lorcabinet.ru/simptomy/narusheniya-sluha/prichiny.html

Нарушение слуха

Нарушение слуха: причины и классификация

Нарушение функций слуха приносит массу проблем, как психологических, так и социальных. Мир без звуков подобен просмотру немого кино, где без подстрочных титров очень сложно разобраться в сути происходящего.

Особенности поведения при нарушении слуха

Тугоухость в большинстве случаев прогрессирует так незаметно, что далеко не всегда удается распознать ее зарождающиеся признаки. Первыми замечают неладное родственники и коллеги: люди с нарушением слуха постоянно переспрашивает собеседника, стараются сделать звук телевизора погромче, не реагируют на оклики, становятся ворчливыми и раздражительными.

Психология лиц с нарушением слуха часто заключается в отрицании проблемы. Им кажется, что трудности в общении возникают из-за посторонних шумов или недостаточно внятной и громкой речи собеседника.

Многие бояться признаться в потере слуха, потому что считают такое состояние ущербным и доказательством надвигающегося старения. Осознание проблемы часто приводит к тягостным переживаниям и отчаянию.

Диагностика нарушения слуха

Для определения слуховой чувствительности используют аудиометрию – метод определения наименьших звуковых колебаний, которые способен услышать пациент.

Тональная аудиометрия

Прибор издает простейшие звуковые сигналы различной частоты и громкости. Обследуемый, услышав звук, информирует об этом врача. Результаты восприятия фиксируются в аудиограмме. Таким способом обследуют слух у взрослых и детей старше 10 лет.

Речевая аудиометрия

Сурдолог просто беседует с пациентом шепотом или обычным голосом. В ходе разговора врач определяет имеющиеся границы восприятия речи различной громкости и уровень понимания услышанного.

Данный вид диагностики является самым объективным. К голове обследуемого прикрепляют электроды, через которые компьютер регистрирует реакцию мозга на проводимую акустическую симуляцию серией щелчков разной интенсивности и частоты.

Обследование позволяет выявить врожденные патологии и определить зону поражения.

Качество слуха определяется автоматически, без активного участия пациента, поэтому может применяться даже к новорожденным и лицам с психическими отклонениями.

Классификация нарушений слуха

В аудиологии принято разделять нарушения слуха по разным критериям:

  • По степени нарушения слуха различают легкие, умеренные, глубокие нарушения и полную глухоту.
  • По месту – двустороннее и одностороннее нарушение слуха.
  • В зависимости от момента возникновения – врожденные, генетически обусловленные и приобретенные нарушения слуха.
  • По характеру развития тугоухости – острые (появляющиеся внезапно) и хронические (вялотекущие) нарушения.
  • По типу расстройства – кондуктивные (повреждение механизма звукопроведения) и нейросенсорные (повреждение механизма звуковосприятия).

Кондуктивное нарушение слуха

Вызывают повреждения барабанной перепонки, развитие инфекционного процесса в среднем ухе или образование серной пробки. Снижение слуха происходит из-за препятствий на пути звукового сигнала.

Нейросенсорная тугоухость

Объединяет формы нарушения слуха, связанные с дисфункцией звуковосприятия. Наиболее распространены сенсорные нарушения слуха, возникающие в результате повреждения волосковых клеток улитки, отвечающих за преобразование звуковых волн в нервные импульсы. Невральные нарушения слуха обусловлены уменьшением количества нейронов в лабиринте внутреннего уха.

Возраст

Нарушение слуха у пожилых обусловлено возрастными изменениями во всем организме. Склероз сосудов негативно сказывается на кислородном питании звукопроводящей системы, что приводит к ее дистрофии.

Акустическая травма

Источники звука свыше 120 дБ (взрыв, выстрел, гром) убивают волосковые клетки, что приводит к моментальной потере слуха. Спровоцировать развитие нейросенсорной тугоухости могут звуки от 90 дБ.

Механическая травма

Повреждение барабанной перепонки происходит при слишком агрессивной чистке ушной раковины твердыми предметами (спичкой, шпилькой и т.д.). Подобная травма возникает при резком ударе в ухо, падении, прыжках в воду.

Ухудшение слуха наблюдается после частых ушных инфекций, а также у переболевших ангиной, менингитом, гриппом, паротитом. Тугоухость является осложнением таких хронических заболеваний, как гипертония и сахарный диабет.

Лекарственные препараты

Снижение слуха, как побочный эффект, наступает после длительного приема антидепрессантов, снотворных, сильных антибиотиков.

Длительное воздействие шума. Звуковой фон, превышающий 40 дБ, беспрерывно действующий на слуховой анализатор, медленно, но верно разрушает его структуры. По этой причине снижение слуха наблюдается у работников предприятий и любителей громкой музыки.

Коррекция нарушения слуха

Компенсация нарушений слуха может осуществляться хирургическим вмешательством и посредством слухопротезирования.

  1. Кохлеарная имплантация – самый перспективный хирургический способ восстановления слуха. Суть операции состоит в том, что теряющему слух человеку во внутреннее ухо вживляется имплант, выполняющий основную функцию волосковых клеток – формировать нейросенсорные сигналы.
  2. Слуховые аппараты. Заушные, внутриушные и карманные устройства призваны компенсировать недостаточную слышимость. Встроенный микрофон улавливает звук, затем небольшой динамик усиливает его и передает в слуховой канал.

Профилактика нарушения слуха

  • Избегайте громких звуков.
  • В шумных местах прикрывайте уши руками или пользуйтесь берушами.
  • Вовремя лечите инфекционные заболевания.
  • При возникновении любых проблем (появление боли, выделений, шума в ушах) обращайтесь к врачу.

Источник: https://odeve.ru/narushenie-slukha.html

Сам себе доктор
Добавить комментарий